Фрагменты книги “Yoga Art” Аджита Мукерджи
28.10.2017

Искусство йоги предлагает общее восприятие: все
является единым.
Реальность
одна, без иной.
Осознать через внутреннее восприятие единство всех
вещей, объединяя себя с Собой, субъекта с объектом, ноль с бесконечным - на
уровне интуиции воспринять вот это высшее знание - это является целью йоги и ее
искусства.
Согласно йоге, восприимчивая сила осознания
преодолевает границы благодаря проникновению и поглощению всех форм в глубокую
и целостную реальность. Этим способом йог-художник начинает путешествие
внутрь, освобождаясь от слепой привязки к обычному чувственному восприятию.
Избавление от всех мыслей, чувств и восприятий, кроме
восприятия непосредственного объекта концентрации, абсолютно необходимо для
фокусировки концентрации. Особый символ, форма или цвет могут действовать как
такой фокус. Когда общее единство ума достигнуто с помощью этого объекта, и
субъект постиг это единство, это может служить отправной точкой для понимания
им единства его всей сути и большого Целого.
Согласно йоги, это состояние осознания является
универсально понятным, способным быть комуникационным и доступным для всех. Его
не следует рассматривать как разновидность интеллектуальных спекуляций. Это
живой опыт, который не отрицает ни чувств, ни нормальных жизненных переживаний.
Это не тот путь, которого следует придерживаться в полном одиночестве.
Когда взгляд обращается внутрь, его фокусом является
вибрация сил, которые активируют объект, а не внешняя конфигурация самого
объекта. Такая трансмутация видимого, яркого и точного, является знакомой
физикам-ядерщикам. Известное как «сукмсадристи» на санскрите - тонкое видение -
оно порождает собственную динамику звука и цвета, и открывает язык абстрактной
формы. Предпосылкой для личного переживания опыта такого видения является
состояние внутренней тишины или эквилибриума (равновесия), тишина или
изначальный покой.
формы и их энергии
Форма представляет собой не только геометрическую
фигуру или схему, но и структуру, которая побуждает и несет конкретный паттерн
мыслей и сил. Войти в эту форму значит войти в ее «мысли». Вхождение в эту
форму заключается в том, чтобы зарегистрировать влияние той силы, которую
создает форма. Это поле энергии. Чтобы уметь читать язык формы, нужно изучить
секреты вселенной.
Вся материя - это плод постоянных состояний вибрации.
Звуковые волны производятся вне человеческого слуха.
Такие основные геометрические фигуры, как точка,
прямая линия, круг, треугольник и квадрат, имеют символическое значение в
представлении основных энергий вселенной. Их можно объединить в более сложные
фигуры для представления отдельных сил или качеств, воплощенных в каком-то из
аспектов создания, эволюции, растворения.
Визуальный символ или янтра - это силовая схема, с
помощью которой физика и метафизика мира сделаны так, чтобы они совпали с
психикой медитируя.
цвета и их символика
Во взаимодействии с цветом мы имеем дело с интерпретацией
вибрации... потому что когда свет различной длины волны преломляется от
объекта, чтобы отразиться в сетчатку глаза (или даже кожи), он возбуждает
соответствующие импульсы, которые при достижении мозга, места сознания,
транслируются в восприятие цвета. Поэтому каждый цвет - это вибрация жизни,
которая выражает себя на определенной частоте энергии через материю.
Когда цвета начинают принимать определенную форму во
внутреннем восприятии, это является симптомом определенного динамического
формирования в сознании. Квадрат, например, представляет собой степень творения в процессе; эта конфигурация определяет, что творение должно быть полным
(завершенным) само по себе, а прямоугольник с неоднородными сторонами будет
означать частичное или предыдущее состояние творения... Световые волны
представляют собой динамичное движение сил.
Йогическое восприятие центрировано между бровями на
середине лба. Когда в процессе концентрации этот центр открывается, сущность
символа раскрывается зрителю. Его открытие совпадает с йогическим, в отличие от
обычного понимания. Это характеризуется мигающим светом, который йог видит в
центре собственного лица.
Сначала йогу, когда он концентрируется, невольно
появляются световые точки. Затем они растут и сходятся в источник света - «такой огромный, как солнце». Йог чувствует силу, излучаемую от него. Если глаза
открыты, его визуальное поле будет ориентироваться на это же яркое сияние.
Этот опыт нельзя путать с галлюцинацией или иллюзией.
Это сигнализирует об открытии «внутреннего ока», которое воспринимает
вибрацию сил, действующих через объект, а не сам объект. Такое восприятие
является столь же ярким, как и фактический, реальный взгляд, и оно является неизменно точным. Чем
глубже и точнее наблюдатель «схватит» идею, тем более динамичной и «чистой»
(четкой) будет форма, через которую он представит эту идею.
искусство и йога
Настоящий художник, как провидец, всегда осознает
свою роль как инструмента истины. Дисциплины науки, метафизики и философии
должны сближаться в художнике с личным мистицизмом, который проникает в
спутанные поверхности опыта, чтобы добыть принцип бытия. Совершенство
заключается в чистоте и включении результирующего мировоззрения.
Точно так же, как чистая наука проводит свои
исследования в микроскопических и макроскопических сферах за пределами
досягаемости обычного чувственного восприятия, так и система йоги также нивелирует
барьеры видимости.
Йог-художник опирается на открытия науки, когда он
понимает и интегрирует абстракцию, которая регистрирует магнитный импульс, и
химическую реакцию как крайние сокращения материи. Его философия вытекает из
его личного поиска и экспериментов с реальностью в себе, и его точной
документации этого поиска.
Инструменты, которые он приносит для работы с этим,
являются его символами; для йогов искусство остается выявленной правдой о
насыщенном личном смысле.
Искусство пробуждает наше ощущение настоящего, в
полном смысле этого слова. Его словарь состоит из нашего мира чувственного
восприятия и функционального обмена: словом, музыкальным звуком, линией, цветом
и пластической субстанцией. Однако, чтобы вывести эти отдельные элементы в конкретный
язык, художественный принцип информирования и объединения должен быть воплощен:
путем радикального упрощения и отделения всех несущественных деталей, можно
прийти к корням художественного содержания.
Работа йога-художника кульминационно завершается
одновременной диаграммой самого себя и мира, в рамках которого он является
миром. Таким образом, ум йога становится мостом между физикой атома и орбитами
планетарных тел. Именно в этом смысле его искусство буквально смыкается (санскритское слово йога, yuj, означает "упряжь") в прекрасном слиянии полярностей субъективного и
объективного, микроскопического и макрокосмического, абстрактного и физического;
как это было, мужской и женский принципы в этом большом танце создания.
(Опубликовано в
1975, Нью-Йорк)
(Изображение: фрагмент произведения Андрея Сидерского)